Тарковский Анд. Арсеньевич


Тарковский Анд. Арсеньевич

ТАРКО́ВСКИЙ Анд. Арсеньевич (1932—86) — кинорежиссер. Сын поэта А. А. Тарковского. Учился в Арх. ин-те; в 1960 окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская М. Ромма). Снимался в эпизоде ф. М. Хуциева "Мне 20 лет" ("Застава Ильича", 1962).

Авторское кино Т. началось с дипломной новеллы "Каток и скрипка" по сценарию А. Михалкова-Кончаловского и Т. (1960). В коротком ф. содержались поэтич. мотивы, истоки, символы, развернутые затем в "Ивановом детстве", "Зеркале". Такая зеркальность мотивов, взаимопроницаемость ф. была присуща авторскому почерку Т. В работе над дипломным ф. реж. нашел "своего" оператора В. Юсова (за 10 лет сняли вместе 3 ф.) и комп. В. Овчинникова ("Иваново детство", "Андрей Рублев").

Ф. "Иваново детство" (1962), получивший 15 междунар. призов, сразу утвердил принадлежность Т. к поэтич. кино. Судьба др. отеч. фильмов Т. складывалась крайне напряженно. Исповед. мотивы, все сильнее звучавшие в его творчестве, оказались за гранью дозволенного тоталитарным гос-вом. Открытое неприятие вызвал "Андрей Рублев" (1966—67, сценарий Михалкова-Кончаловского и Т.). Это был новый взгляд на предназначение худ., втянутого в водоворот событий, совершенно новая трактовка тяжелейшего периода отеч. истории. Несвоеврем. откровением оказался и житийный жанр фильма.

"Солярис" (1972, по мотивам ром. С. Лема, сценарий Ф. Горенштейна и Т.) дал простор для филос. размышлений о добре и зле, их соотнесенно сти во времени, в мироздании и в от дельном человеке. Мотив личной памяти стал стержнем в образной структуре и поэтике ф.

В "Зеркале" (1974) авторская исповедальность достигла апогея. Экранный мир аутентичен мироощущению его создателя. Одухотворенная образность бытия предстала здесь в своей незавершенной цельности.

"Сталкер" (1979, по мотивам пов. А. и Б. Стругацких) — последний и самый мрачный из рус. ф. Т. Все герои "Сталкера" отмечены печатью Зоны, печатью безнадежности и ущербности. В "Сталкере" Т. впервые выступил как художник ф.

Авторство кинематографа Т. во мн. определялось силой его воздействия на творч. коллектив. А. Солоницын, Н. Гринько, О. Янковский, М. Терехова, А. Кайдановский — все они были актерами Т. и его ближайшими единомышленниками, как и Э. Артемьев — композитор "Соляриса", "Зеркала", "Сталкера".

В 1982 Т. уехал в Италию. На родину он вернулся только в своих ф. В Италии (совм. с Т. Гуэррой) снял док. ф. "Время путешествия" (1982) и в 1983 — "Ностальгию" с Янковским в гл. роли, первонач. предназначавшейся Солоницыну. В 1986 в Швеции Т. закончил последний ф. "Жертвоприношение". Поэтика поздних фильмов Т. глубоко связана с его "рус." фильмами. Тема подвижничества, ведущая для Т., к финалу его творч. и жизн. пути достигла необычайной высоты и трагедийности. Исповедь художника стала его завещанием, адресованным в Россию.

В 1988 А. Сокуров снял полнометр. док. фильм о Т. "Московская элегия".

Соч.: Говорят режиссеры "Мосфильма" // Когда фильм окончен. М., 1964; Запечатленное время // Вопр. киноиск-ва. М., 1967. Вып. 10; О кинообразе // Иск-во кино. 1979. № 3; Лекции по кинорежиссуре // Там же. 1990. № 7—10.

Лит.: Зак М. Андрей Тарковский. М., 1988; Михалкович В. Андрей Тарковский. М., 1989; О Тарковском. М., 1989; Мир и фильмы А. Тарковского. М., 1991; Туровская М. 71/2, или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.

Кадр из фильма А. А. Тарковского «Зеркало». В главной роли М. Терехова

Кадр из фильма А. А. Тарковского «Зеркало». В главной роли М. Терехова

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.